среда, 30 мая 2012 г.

Инженер-архитектор и т.д.

Общался с несколькими студентами МГСУ, которые учатся на инженеров-архитекторов. Что-то я  не понимаю, где там архитектура, а где там инженерия. Необходимо обязательно туда сходить и все разузнать, как мне советовали.

***

И все же я все больше беспокоюсь, что наши основные образовательные установки в архитектуре находится слегка в странном положении. Если ей сделать прививку инженерией, при этом прилепив ее к строительной индустрии (как некоторые хотели бы прикрепления МАрхИ к МГСУ), то, вопреки ожиданиям, архитектуре лучше может и не стать.

***

Под архитектурой я подразумеваю значительный пласт человеческой культуры, который все меньше и меньше становится экономически целесообразным. Все-таки я вижу опасность в необдуманном внедрении BIM-пакетов (заметьте, я не говорю о самом BIM) в архитектурное образование. Несмотря на предстоящую экономическую гонку в рамках ВТО (пусть и гипотетическую), очень не хочется потерять те остатки архитектурной культуры, которые у нас еще наблюдаются. Культура здесь все-таки связана с определенной автономностью, закрытостью своего пространства, где происходит волевая передача ценностей. Каких ценностей именно? Этот вопрос открыт для меня, но это не значит, что их нет.

То, что я созерцаю в результате "скороспелого" использования BIM-пакетов (да и САПР в целом) в мархишном образовании, не вызывает энтузиазма с точки зрения именно качества  архитектурного решения.
Что мы получаем на данный момент в связке "студент + ArchiCAD, Revit, Rhino, 3ds Max, SketchUp etc":

  • следование проектного мышления логике самого пакета - обычно видно, что в какой программе сделано
  • "больше, значит, лучше", т.е. больше бесмыссленно огромных комплексов, бескрайних планшетов - и все эта девальвация архитектурной графики за два клика.
  • перегрузка технической информацией, времени на осознание проектной и архитектурной проблематики просто не остается
Все это болевые точки, которые сопутствуют современному и, безусловно, позитивному развитию (я думаю, что в нелюбви к компьютеру читатель упрекнуть меня не сможет). Но культурные ценности современного процесса развития могут заметно побледнеть на фоне растущей конкуренции и различных форм IPD. И тут архитектурную культуру, кроме архитекторов и меценатов, никто развивать  и защищать не будет. Не верю ни в какую самоорганизацию в демократическом обществе. Получим арт-поделки на Флаконе, но не более того.

***

Роль цифрового инструментария здесь критична. Так как инструментарий сегодня - это не просто циркуль или резец. Это медиа - и игры, и аппсторы, и СМИ, и "облака", и что хочешь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий